«Было время, когда мы работали реально по 16 часов в день.»

Антон Петровцев и Дмитрий Романов,
Swimlike.com

Мы встретились с владельцами интернет-магазина Swimlike.com, Антоном Петровцевым и Дмитрием Романовым. Ребята уже не новички в интернет-коммерции, и мы попросили их рассказать о своём примере построения успешного бизнеса.

Как всё началось? Вы сразу поняли, что хотите открыть интернет-магазин?

Антон: Нашему магазину Swimlike.com уже три года. Начали мы с того, что банально захотели своё собственное дело. С Димой мы вместе учились и вместе работали во время учёбы — продавали интернет в квартиры в Питере. Потом вместе продавали создание сайтов и контекстную рекламу для них. И в какой-то момент пришло желание создать полностью свой бизнес.

Дмитрий: У нас уже был разный опыт по созданию магазинов для других людей, а у меня был небольшой стартовый проект. Я сам пловец, плавал уже около 10 лет. На втором курсе университета начал вести группу во «Вконтакте» по теме плаванья. Группа быстро выросла до 2000 пользователей, это достаточно неплохая аудитория, на которой можно было стартовать с новым проектом. Это и помогло с выбором ниши — товары для плаванья.

Антон: Мы начали искать деньги на проект. Разными способами: договаривались о встрече и рассказывали о своих планах, писали в соцсетях, искали по знакомым. Было несколько заинтересовавшихся нашим проектом людей. Один из них поверил нам, взял кредит и дал нам деньги на развитие. Плюс было ещё 100 000 рублей собственных средств. А ещё мы подумали, как мы можем снизить финансовые риски, и решили, что от аренды квартиры можно отказаться. Поэтому взяли и переехали в магазин, и жили в нём около 5 месяцев. Ванной в магазине не было, поэтому мыться ходили в бассейн.

Дмитрий: Не, сначала в раковине мылись. У нас на бассейн даже денег не было. Я помню эту ситуацию: в бассейн нужно сходить, а денег нет — всё в товар вкладывали. Короче, кипятили воду с утра, мыли голову в чайнике и в раковине. Один раз мы сходили на каток ночью, а утром просыпаемся от того, что к нам стучатся. Мы проспали этот момент. Говорим, подождите, сейчас ревизия идёт, а сами раскладушки убираем. Я предложил открыться через час, но Антон настоял, мы быстро всё убрали и открылись. В итоге примерно на 10 000 они купили у нас тогда.

Антон: Даже на 20 000, кажется. В то время для нас каждая покупка была важна. Первое время мы работали в минус. Казалось, что деньги просто таяли, а ещё нужно было отдавать долги. Но постепенно стало всё налаживаться. Мы переехали с окраины Санкт-Петербурга ближе к центру, на улицу Восстания — у нас магазин по-прежнему там находится.

Наняли менеджеров — сначала одного. Это было классное новое ощущение после того, как мы работали целыми днями круглые сутки. А теперь кого-то наняли, и он стал продавать товары вместо нас. В первый день мы просто ходили, ничего не делали и думали, как же это прекрасно!

Но потом поняли, что нужно развиваться дальше, и сосредоточились на поиске новых денег и других специалистов, которые помогли бы нам с контекстной рекламой, с таргетингом, с развитием социальных сетей.

Дмитрий: Спустя некоторое время мы уехали в Москву. Мы проходили бизнес-курсы и поставили себе планку: открыть магазин за 2 месяца. Открыли мы его даже быстрее: за 3 недели — на Комсомольской в универмаге «Московский».

Антон: Правда, нам там не понравилось, место какое-то не наше: универмаг советский, атмосфера не та, запахи какие-то странные, да и выручки особо не было.

Чем сейчас можете похвалиться, чего успели достигнуть за это время?

Дмитрий: Что у нас есть сейчас: магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Самаре и Сочи. Продали франшизу во Владимире, ещё открываемся в Новосибирске. Мы открыли школу плавания для корпоративных клиентов и продаём франшизы.

Антон: Наш интернет-магазин постоянно развивается, посещаемость приближается к 30 тысячам пользователей в месяц. Я думаю, что скоро мы эту планку перейдём и будем стремиться к 100 тысячам.

Дмитрий: Это показатели только одного магазина. У нас есть ещё один сайт: Hockeylike.com — магазин хоккейной экипировки. Этот магазин работает на вашем же движке. Там тоже порядка 30 000 посетителей в месяц в сезон, и это только SEO-трафик.

Антон: Мы сейчас получаем около 15 заказов в день, и оборот постепенно растёт. Заказы приходят у нас не только со всей России, но также из стран СНГ и из дальнего зарубежья. Недавно мы отправляли несколько заказов в Германию и в Дубай. Конечно же, мы вынашиваем планы открыть магазины по всему миру!

Был ли у вас опыт с другими платформами, или сразу решили выбрать Webasyst?

Антон: Сначала мы пытались создать интернет-магазин с помощью конструкторов для посадочных страниц. Это работало не очень хорошо, и к тому же конструкторы накладывали разные ограничения, например, на количество товаров, которые можно публиковать на сайте.

Я начал смотреть, какие ещё есть варианты. Конечно, у всех на слуху «Битрикс», и есть ещё куча разных других CMS. Я составил для себя табличку сравнения разных подобных решений и увидел, что у Shop-Script для меня в ней много плюсиков, включая аренду в облаке. Удобно: нажимаешь кнопку, и через 5 минут твой магазин уже где-то размещён и работает. Для нас это была какая-то магия, мы сначала думали, что создать сайт — это очень сложно и дорого.

Дмитрий: А когда ещё зарегистрировали свой домен и подключили защищённое соединение, то стали шутить, что мы теперь почти как банк — в адресной строке рядом с доменом появился солидный зелёный замочек.

Антон: Так мы и начали использовать Shop-Script в облаке Webasyst. Стали «заливать» товары, постепенно разбираться в том, как всё работает, и начали развивать свой новый магазин.

Многие с самого начала выбирают дорогие варианты уровня «Битрикс». Возможно, это и хорошее решение для крупной компании с большим бюджетом, но абсолютно всем оно не подойдёт. Я знаю довольно много примеров, когда «ипэшники» пытались развивать небольшие интернет-магазины на «Битриксе», но потом стали возникать разные сложности, и потребовалось вмешательство программиста. А разработка на этой платформе очень дорогая: час работы программиста сравним с дневной прибылью небольшого интернет-магазина.

Позже, сравнивая разные движки и читая отзывы о Shop-Script, я понял, что мы сделали, наверное, самый правильный для себя выбор. Во-первых, я познакомился с несколькими разработчиками, которые могут сделать на основе вашего движка почти всё что угодно. Во-вторых, сам движок очень гибкий, можно его как угодно дорабатывать, плюс есть очень много готовых плагинов, вспомогательных приложений и тем дизайна. Я считаю, что они там офигенные есть, особенно ребята «Дизайн со вкусом» — мы все темы уже у них купили, меняем периодически.

Изначально наш магазин работал в облаке. Мы платили какую-то небольшую сумму за то, чтобы у нас был рабочий интернет-магазин и чтобы мы могли дальше развивать свою мечту. Я считаю, что это был обмен «с превышением», т. е. явно выгодный для нас: мы платили какую-то фиксированную сумму, а ценности от облака получали намного больше. Поэтому Webasyst — это то, что нам несомненно помогло. Позже мы переехали из облака на свой сервер, потому что магазин вырос, и нам потребовалось оптимизировать работу хостинга, а в облаке такие тонкие настройки недоступны.

Каков ваш рецепт не упустить мечту и дойти до результата?

Антон: Прежде всего, нужно чётко представить себе то, что хочешь, и поверить в то, что это возможно. Это два совершенно разных мира: в одном мире вы во что-то верите, а в другом вы в это не верите. Как только вы поверите в то, что ваша мечта реальна, она тут же начнёт воплощаться: и ресурсы найдутся, и люди нужные, и всё остальное постепенно начнёт выкристаллизовываться и осуществляться.

Ещё важна регулярность. Важно каждый день что-то делать, даже если поначалу не будет видно никаких результатов. Но когда в голове есть чёткое видение и есть положительный настрой, намерение каждый день приходить на рабочее место, то дела двигаются. Было время, когда мы работали реально по 16 часов в день.

Дмитрий: Даже когда мы присаживались перекусить, то всё равно открывали онлайн-чат и во время обеда переписывались с посетителями сайта.

Антон: Мы с самого начала довольно много заказов получали именно через чат. Советуем: установите чат у себя на сайте. Некоторые из них позволяют видеть в реальном времени, кто сейчас на сайте и какие страницы смотрит.

В общем, важно увидеть эту картину у себя в голове и поверить в неё, потому что на 100% от этого зависит результат. Если верите и есть видение, как всё должно быть, то дело двинется именно туда — в направлении вашей мечты.

Дмитрий: И ещё раз: важно работать над развитием интернет-магазина регулярно, потому что без этого ничего не получится. Каждый день что-то делать. Необязательно сразу будут появляться результаты, но в конце концов вы их обязательно увидите. И пользуйтесь Shop-Script.

* * *

Интервью опубликовано в сентябре 2018 года.