Московский ювелир Вадим Сахаров рассказывает о том, как он создал на основе Shop-Script собственный сайт Saharoff.com для заказа индивидуальных украшений и сделал свой бизнес более эффективным.
Расскажите, как начиналась история вашего интернет-магазина?
Как все начиналось... Я с 2001 года в ювелирной промышленности. На себя работаю с 2009 года. Так вот совпало, что открылся на свой день рождения — 29 декабря. План с самого начала был такой: сесть необязательно у метро, но изготовление на заказ сделать основным профилем. Ради изготовления на заказ по ценам ниже конкурентов люди и из других районов поедут.
Я сразу понял, что без сайта тут ловить нечего, потому что мастерских много. На тот момент я умел делать только статичные сайты, поэтому мне требовалась сторонняя помощь. В те дни у нас в торговом центре работал парень, который был партнером Webasyst, делал магазины на этом движке. Я попросил его посоветовать мне что-нибудь, ну, он и посоветовал Webasyst. В результате он мне сделал магазин и научил в нем работать. В принципе, с точки зрения интуиции в движке все понятно и просто. Ничего сложного нет.
Каким хостингом пользуетесь: собственным или в облаке?
Пользуюсь собственным хостингом, так как считаю, что облако — это изначально тупиковый путь. Представьте себе, у вас, например, 50 000 товаров. Захотите вы все это куда-нибудь переместить в CSV-файлах. Не представляю, как такой объем переносить... По мне так лучше делать все на своем хостинге, где можно все легко исправить, если что-то пойдет не так.
Сколько человек работает в компании?
Всем бизнесом я занимаюсь сам. Как-то у меня 2 ювелира работало, но у нас не срослось. Таким образом, все делаю сам: фотографии, оформление, продвижение, статьи пишу. Кстати, сейчас появился очень удобный плагин «Оригинальные тексты», который позволяет сообщать в сервис «Яндекс.Вебмастер» о появлении оригинального текста на сайте. Раньше тексты у меня воровали, а сейчас я скрипт написал на запрет правой кнопки мыши (и не только ее), и все.
Сколько тем дизайна сменили за время работы интернет-магазина?
Темы дизайна менял раз шесть с января 2010 года. Никак не мог найти то что надо. Ну, и тогда возможностей таких не было, как сейчас. В результате набрел на «Дизайн со вкусом 2.0». Мне эта тема больше всего нравится, лучше всех прижилась. Я ее в принципе уже изучил, следовательно, сейчас проще ее под себя настраивать. К тому же очень нравится, что она светленькая. Легко фотографии размещать, так как на прозрачном PNG-фоне не видно краев. Все-таки не люблю я темные темы. Да и потом, надо ориентироваться на лидеров. Возьмем, например, «Яндекс», Google, «М.Видео» — у всех светлые тона.
Расскажите о своих клиентах: кто они?
В основном мои клиенты — это богатые москвичи. Доставки у меня нет, так как пересылать бриллианты «Почтой России» неразумно. Хотя я пару раз отправлял заказы в Астрахань и, по-моему, в Нижний Новгород с помощью EMS, но на этом все.
Как происходит общение с клиентами?
Первичное общение всегда происходит так: по поисковым запросам находят мой сайт, заходят, смотрят. На сайте есть все необходимые контакты. Звонят в основном либо в WhatsApp и Viber, либо на виртуальный городской телефон. Я одно время пробовал поставить чат, но как-то не прижилось: писали не по теме и в нерабочее время. Поэтому я все убрал и поставил корпоративную ATC. Теперь у меня есть виртуальный городской телефон, с которого идет переадресация на мобильный телефон. Он включается в 11:00 и выключается в 20:00 по будням. В остальное время автоответчик просит перезвонить в рабочее время. Затем мы все обсуждаем, и, если все устраивает, то они приезжают в мою мастерскую. Далее происходит замер, вносится аванс, и через месяц клиент забирает свой заказ. Таким образом, оформление происходит «живьем», за исключением межгорода. Там все исключительно на доверии.
А можно ли у вас, например, выбрать товар на сайте по фотографиям и сразу его купить, или все-таки придется подождать?
Готового не продается абсолютно ничего. Конечно, можно выбрать фотографию и заказать точно такое же украшение, но все делается только на заказ. Продавать сейчас невыгодно, так как в ювелирной промышленности для этого нужны очень большие обороты, а вот делать на заказ — выгодно. Тем более что заказы есть всегда при правильно раскрученном сайте. У меня вот очередь на месяц вперед и в работе всегда около 40 заказов. Надо просто ключевые слова нормально подбирать, а не по запросу «золото» продвигаться.
Как продвигаете свой интернет-магазин? Есть ли какая-нибудь реклама?
Контекстной рекламой в «Яндексе» не пользуюсь, так как нет смысла в моей нише. Лучше написать хорошую статью, разместить на своем сайте, сделать кросс-постинг по социальным сетям, сделать какой-нибудь инфоповод, либо купить вечных ссылок тысяч на 5–10 — этого вполне хватит, чтобы месяц быть на нормальной позиции по своим запросам.
Расскажите о своем опыте использования платформы Webasyst.
Я пробовал многие движки. Хотелось бы отметить, что в Webasyst очень удобно редактировать товары, крайне удобно. Категории, подкатегории, массовое редактирование. На мой взгляд, «Массовое редактирование» — это самый нужный плагин для управления товарами. Одно дело, когда у вас 100 товаров, тогда можно описание каждого товара забивать вручную. Но когда у вас 1 000 товаров — это нереально. Для этого есть «Массовое редактирование». Вот этот плагин самый удобный, на мой взгляд. Я, к сожалению, не сразу его заметил.
Конечно, как и в любом другом продукте, у Webasyst есть не только свои достоинства, но и свои недостатки. Всегда есть моменты, которые хочется улучшить, добавить, доработать. Но в целом я Webasyst очень доволен. Честно. Без сарказма. Иначе я бы не пользовался им столько лет. Логично же: люди голосуют рублем. Мне нравится Webasyst, и ни на какой другой движок я переходить не собираюсь.
Вообще без интернет-магазина в малом бизнесе делать нечего. Вот возьмем, например, наш торговый центр. Здесь у всех есть свой интернет-магазин, а у кого нет, тот через 3 месяца прогорает со своим бизнесом. Стоит взять это на заметку.
* * *
Интервью опубликовано в апреле 2017 года.