Мы взяли интервью у Максима Мухина, владельца интернет-магазина Rukzakoff.ru, работающего на основе Shop-Script, и попросили рассказать о том, как он начинал свой бизнес по продаже различных рюкзаков и сумок, почему выбрал Shop-Script для создания онлайн-витрины и каких успехов смог достигнуть с его помощью.
Что у вас за проект?
У нас интернет-магазин Rukzakoff.ru. Продаем мы в основном рюкзаки разных производителей, сейчас это порядка 20–25 различных брендов. Также занимаемся сумками и аксессуарами, но в основном это, конечно, рюкзаки. Не так давно мы даже начали производство под собственной торговой маркой!
Почему именно рюкзаки?
Когда-то я работал в большом проекте, который сейчас уже закрылся. Это был интернет-супермаркет всего на свете. Я был кем-то вроде коммерческого директора и помимо прочего утверждал товарный ассортимент. Одна из категорий товаров, которую я внес самостоятельно, была рюкзаки, которые я собственноручно выбирал для заказа из Китая. Они пользовались очень хорошим спросом, и, когда этот магазин закрылся, я решил, что надо создать отдельный специализированный магазин по продаже рюкзаков.
Как вы выбирали движок для интернет-магазина?
Когда задумал открыть магазин, консультировался с коллегой-программистом. Он сказал, что сможет легко помочь мне сделать сайт на Shop-Script Lego Edition, но на тот момент это была уже устаревшая и к тому же неофициальная версия движка, функциональность которой мне показалась недостаточно богатой. Я посмотрел актуальную на тот момент версию Shop-Script 5, она мне понравилась, и я купил лицензию.
Расскажите, как все начиналось?
Запускали магазин сидя дома: не было ни офиса, ни склада. Первую закупку сделали на 40 000 рублей. Начинали вдвоем с приятелем, но потом он ушел, и я остался один. Первое время я занимался изучением того, что представляют из себя HTML, PHP и все с этим связанное. Потом углубился в SEO. Целый год я работал один: сам обзванивал клиентов, сам доставлял товар, заказывал товар у поставщиков тоже сам. Самостоятельно занимался программированием и раскруткой.
Наступил август 2015 года, а август — это самый сезон для товара, которым мы занимаемся, и у меня просто закончились силы на выполнение всей нужной работы. Я решил обратиться за помощью к другу — он владелец более крупного магазина подарков, и у него уже имелась собственная налаженная инфраструктура — и стал осуществлять доставку заказов через него. В то время я получал около 20 заказов в день.
Как магазин функционирует сейчас?
Сейчас практически по всем тематическим запросам мой интернет-магазин находится в верхних строчках результатов поиска. В «Яндексе» чуть хуже, чем в Google, но почти по любому запросу, который связан с рюкзаками, мы на верхних позициях. Сейчас в магазине работают порядка 25 человек, большая часть из них на аутсорсе. Сейчас средний показатель — это 60–70 заказов в день. В сезон бывает больше 200 заказов в день! Контекстной рекламы у нас нет совсем — на нее просто не хватает времени.
Каков текущий ассортимент?
Изначально у меня было 50–60 позиций, каждой из которых в наличии было по 2–3 штуки. Сейчас мы работаем со многими поставщиками, и у всех из них абсолютно разные условия работы. У кого-то можно забрать товар «день в день», у кого-то через 2 дня, кто-то не работает по выходным или работает до 16:00, с кем-то мы работаем только по предоплате… Все эти условия нужно точно передавать курьерской службе, которая занимается получением и доставкой товара. Специально для обработки данных работы с поставщиками мы написали собственную систему, которая подключается в виде плагина к Shop-Script.
А много дополнений самостоятельно написано для магазина?
У меня изначально была очень серьезная загрузка, да и сейчас так же... И я хотел, чтобы большая часть того, что делалось сложно и вручную, стало выполняться хотя бы кнопкой в интерфейсе магазина, а еще лучше вообще в автоматическом режиме. Основной целью было разгрузить себя, но при этом не нанимать дополнительных людей, чтобы они не «съедали» бюджет и чтобы не приходилось обучать их и следить за качеством их работы. Мне хотелось, чтобы система все делала сама. Мы многое дописывали и дополняли, именно поэтому интернет-магазин размещен на собственном хостинге, а не в облаке, как раз чтобы иметь возможность внедрения индивидуальных разработок.
Кто занимается дизайном интернет-магазина?
Сейчас у нас используется уже 3-я тема дизайна. Все темы мы покупали в магазине Webasyst и все три достаточно сильно изменяли, чтобы сделать магазин максимально правильным с нашей точки зрения и удобным для наших покупателей. Создавать с нуля дизайн — достаточно сложная задача, поэтому проще брать хорошую основу и менять ее как тебе нужно. В общем-то все интернет-магазины в целом схожи: везде можно посмотреть фотографию товара, почитать описание, добавить в корзину и купить. Но все же каждый вид товаров имеет свои особенности, в рюкзаках они тоже есть. С течением времени мы выявляли такие особенности и, учитывая их, постепенно внедряли в дизайн сайта разные интересные фишки.
Расскажите про собственное производство.
Ну, тут все просто. Основная цель, конечно, одна — заработать больше денег (улыбается). А это можно сделать, только предложив покупателю качественный товар. Сейчас у нас пока только одна собственная модель рюкзака, у которой больше 50 цветовых вариантов. Конструкцию мы создавали сами и сами же разрабатывали к ней принты. Мы постарались сделать их подходящими для молодежной целевой аудитории: рюкзаки яркие, удобные, из качественной ткани и имеют приемлемую цену. Как именно мы будем это дело развивать, пока не буду говорить, но, думаю, что все должно получиться.
Как это вообще — свой интернет-магазин? Стоит ли за это браться?
За два года работы интернет-магазина стало понятно, что это прикольно, весело и здорово. Работа магазина включает в себя много разных видов деятельности — можно выбрать любой, которым тебе лично нравится заниматься, а то, что нравится не очень, можно делегировать кому-нибудь еще. Совершенно точно могу сказать, что ни в коем случае не надо опускать руки, хотя момент, когда захочется все бросить, обязательно наступит во время становления бизнеса.
* * *
Интервью опубликовано в марте 2017 года.