«Мы-то уже заранее знали, какая именно функциональность необходима на сайте, и оказалось, что у Webasyst все это уже есть.»

Максим Козлов,
интернет-магазин MEDVEDI.BIZ

Максим Козлов и Максим Татур рассказывают о своем проекте MEDVEDI.BIZ, о том, как все начиналось, у кого возникла идея создания собственного магазина и откуда узнали о платформе Webasyst.

Максим Козлов: Наша история началась давно, еще со школы. Так уж получилось, что мы оба Максима и оба Олеговича, правда, фамилии у нас разные, учились вместе в городе Чебоксары. С 7 класса нашли общее занятие: увлеклись созданием сайтов. Первые проекты, естественно, были для себя, сейчас даже немного смешно вспоминать, но это дало свои результаты. Уже в 9 классе мы продали наш первый сайт клиенту.

Максим Татур: Это был сайт soch.su со школьными сочинениями и разной полезной информацией для учащихся. Нам стало понятно, что это приносит неплохой доход и нужно развиваться именно в этом направлении. После окончания школы мы оба поступили в столичные ВУЗы и переехали в Москву. Параллельно с учебой начали работать в фирме, которая занималась разработкой сайтов. В какой-то определенный момент решили, что сможем сделать что-то свое.

МК: Первой мыслью было желание открыть собственный интернет-магазин. По роду своей деятельности мы изучили рынок и пришли к выводу, что электронная коммерция в России развивается достаточно быстро и есть вполне реальные перспективы.

МТ: Мы тогда были еще на 1-м курсе, денег естественно не хватало. Поэтому параллельно с учебой мы работали и постоянно обдумывали разные варианты открытия собственного бизнеса. С тех пор прошло несколько лет.

МК: Откуда взялась тема с медведями ни я, ни Максим уже не помним... Наверное, она витала где-то в воздухе, а мы ее удачно ухватили. Сначала было желание сделать обычный магазин игрушек или подарков.

МТ: На самом деле тема игрушек очень обширная, мы побоялись, что не сможем охватить ее полностью. Нас заинтересовали именно медведи, эти игрушки могут быть разных размеров: от самых маленьких до огромных. Большую игрушку достаточно трудно купить в обычном магазине, но очень просто заказать через интернет.

МК: Стартовый капитал составил около 20000 рублей. Большая часть денег ушла на закупку медведей и наполнителя для них. 5000 рублей потратили на создание сайта. Первым делом арендовали облачный аккаунт с лицензией Shop-Script и купили стандартный шаблон дизайна в магазине Webasyst. Ну и домен, конечно, как без него. По движку рассматривали несколько вариантов: и платные, и бесплатные. Только Shop-Script оказался самым подходящим вариантом, остальные или чем-то не устраивали, или не хватало функциональности. Мы то уже заранее знали, какая именно функциональность необходима на сайте, и оказалось, что у Webasyst все это уже есть.

В итоге запустили магазин довольно быстро, помог предыдущий опыт настройки движков, да и в Shop-Script все устроено логически понятно. Первое время работали на купленном дизайне, но постепенно начали его обновлять, и сегодня от первоначального варианта уже практически ничего не осталось. Но я вам скажу, что это очень удобная основа, на которой можно проделывать любые модификации.

Сегодня нами куплено уже много плагинов, улучшающих работу интернет-магазина. Например, «Купить в один клик» и специальный плагин, который выводит форму заполнения заказа на одну страницу. В Webasyst это достаточно удобно организовано – плагин быстро и легко устанавливается из официального магазина.

МТ: Основные поставщики у нас из России, Китая и Белоруссии. Хоть мы и работаем только с проверенными партнерами, но достаточно часто производитель экономит на материале, и игрушка приходит немного кривая-косая. Продавать такую продукцию не очень хочется, поэтому мы долго подбирали набивку для наших медведей, чтобы получилось красиво. Наши медведи нравятся не только детям, но и взрослым: их приятно обнять и потискать, они не теряют свою форму при транспортировке.

Вначале были определенные трудности с закупкой, многие поставщики настаивали на больших объемах, а нам на тот момент не хватало оборота, да и хранить продукцию было негде.

МК: Трудности были не только в этом. Например, непонятно, как сделать достойную упаковку. Объездили все столичные строительные рынки, даже в «Леруа Мерлен» искали разные упаковочные материалы, но никаких удобных вариантов так подобрать и не смогли. В итоге первое время закатывали медведей в рулонный полиэтилен, как шаурму. На одного медведя приходилось тратить минут 15–20. Сегодня у нас есть специальные пакеты, поэтому весь процесс упаковки занимает меньше минуты.

МТ: Первые клиенты были из Москвы. Доставляли товар сами, приходилось сбегать с лекций и ехать на доставку. Иногда покупатели звонили прямо во время занятий — это доставляло определенные неудобства.

МК: Первые деньги мы получили через полтора года, просто все, что зарабатывали, вкладывали обратно, не вытягивая из оборота ничего. Не знали, получится, не получится... Со временем пришлось уйти из фирмы, в которой мы до этого работали, потому что магазин стал требовать гораздо больше времени, чем в самом начале.

МТ: Да, времена были сложные, иногда все семь дней в неделю были заняты интернет-магазином. Если не было заказов, то сидели, придумывали, как раскрутиться. Бывало, приходишь домой в час или в два ночи, а утром уже на пары к девяти. Спали по 4–5 часов в сутки.

МК: Следующий важный шаг был, когда мы наняли курьеров, потому что сами уже не успевали развозить все заказы. На сегодня у нас 6 курьеров, которые доставляют заказы по Москве. В основном это студенты, хотя кто-то уже не студент. Но доставка у нас есть в любую точку России, не только по Москве.

МТ: Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом, поэтому сейчас работаем над стартом нового проекта, но подробности раскрывать пока не будем. Тоже используем Webasyst в качестве платформы для сайта.

МК: Для тех, кто задумывается над открытием собственного интернет-магазина, хочется сказать, что придется много работать, постоянно думать и даже начать жить немного по-другому, не как раньше. Надо быть готовым к постоянной нехватке времени на еду или на сон.

МТ: Нужно полностью окунуться в работу, проникнуться идеей своего дела и не верить фальшивым брошюрам о том, что интернет-магазин можно сделать за 2 дня и заработать миллион за месяц.

* * *

Интервью опубликовано в феврале 2017 года.