Владельцы интернет-магазина Leokids.ru Оксана и Сергей рассказывают о ведении бизнеса в интернете и о своем опыте работы с Shop-Script.

Расскажите, вы пришли в интернет с готовым бизнесом или начинали его уже в Сети?

Сергей: Оптовой продажей обуви для детей мы занимаемся уже более 15 лет. Опыт развития офлайн-бизнеса лишь доказал, что гораздо выгоднее вкладывать в интернет-торговлю, чем в реальные точки продажи. Конечно, мы получали доход, но со временем поняли, что интернет даст больший толчок к развитию.

Оксана: Кроме того, основная часть наших покупателей находится не в столице; какой смысл нам открывать магазины или точки продаж в Москве? Мы решили, что дешевле и выгоднее представить свое предложение в интернете. Начали с рассылок Excel-файлов с фотографиями товаров. У нас уже была довольно большая база клиентов, которая сформировалась при работе в офлайне. Конечно, сайт — более удобное решение, к этому мы и пришли со временем.

Вы используете наш сервис. Давно выбрали Webasyst?

Оксана: С 2010 года. Именно тогда мы зарегистрировались в Webasyst, решив, что это оптимальная система, так как проанализировали все имеющиеся варианты. Мы столько пробных версий разных движков перепробовали, что сейчас и не перечесть! Выбрали, на наш взгляд, наиболее понятную и удобную платформу с полным функционалом.

А нам говорят, что наша система не так уж проста для понимания, и требуется время для ее освоения.

Оксана: Странно, мне показалось наоборот: Webasyst оказался самым понятным, логически выстроенным (если просто вдумчиво во всем разбираться), а главное – функциональным. Ничего лишнего. Конечно, 6 лет назад платформа была проще, сейчас она более развита, но только в лучшую сторону. Все продуманно и адекватно для понимания. Тем более есть плагины, с помощью которых можно улучшить и дополнить имеющуюся базу.

Сергей: Могу только подтвердить слова Оксаны, ведь мы все 6 лет работаем именно на этой платформе. Что интересно, каждое вышедшее обновление за это время добавляло какие-то функции, значительно улучшающие работу.

Оксана: А мне еще нравится, что для старта не нужны большие вложения. Как правило, к выбору платформы приходят люди, которые еще не имеют достаточного опыта в управлении интернет-магазином. Да и тратить деньги не каждый может себе позволить, особенно не будучи уверенным, что все окупится. Webasyst дает возможность с минимальным стартовым бюджетом получить функциональный движок.

Какие еще программные продукты Webasyst вы используете, помимо Shop-Script?

Оксана: Основой, конечно, является магазин, но мы используем немало плагинов. Я буквально каждое утро просматриваю, что появилось нового. Хотя платформа и функциональна, всегда хочется чего-то еще более функционального, интересного, просто нового. С помощью плагинов получается многого добиться. Помогаю сейчас еще друзьям открыть интернет-магазины на вашей платформе, так вот им сразу подсказываю, какие плагины действительно нужны и удобны. Вы молодцы, что даете возможность бесплатного использования платформы в течение месяца.

Вы нанимали программиста создавать ваш сайт?

Оксана: Да что вы! Все сами: пробовали, ошибались, пробовали что-то другое. Даже дизайн сами создавали на основе готовой темы из вашего сервиса. Не скажу, что много и часто ошибались; так получается, что мы сначала изучим вопрос, все настройки и возможности и только потом пытаемся что-то с этим сделать. Многие же, наоборот, пытаются сразу начать работать, постепенно разбираясь с нюансами. Вот тут на пути может быть много ошибок, хотя у некоторых и получается обходить сложности.

Как вы продвигаете свой магазин?

Сергей: Да как-то особо и не тратим на это силы. Рекламируемся только в периоды затишья, все остальное время уходит на общение с клиентами. Все мероприятия предпринимаем самостоятельно, никого не нанимаем. Впрочем, нам и сама реклама не очень-то нужна. Возможно, у всех оптовиков так, а может, просто у нас специфика такая. Клиенты сохранились еще те, которых мы наработали в офлайновом режиме до создания интернет-магазина. Что реально пробуем — это контекстная и обычная реклама на информационных сайтах.

Оксана: Мы однозначно поняли, что соцсети нам в продвижении не помогут, они подходят больше для розницы. Несмотря на увеличение трафика из соцсетей, продажи ведь не растут — обычных пользователей интересует розничная торговля.

А в выставках разве не участвуете?

Оксана: Как покупатели только, ведь там выставляются производители. Вот мы и изучаем их ассортимент. Мы там ищем поставщиков, а не клиентов. По возможности ищем те производства, которые смогут удовлетворить и наши заказы: мы реализуем модели, которых больше нигде нет. Выбираем материалы, расцветки. Заказываем такие партии задолго до начала сезона, предлагаем своим клиентам уникальный товар.

Расскажите, откуда ваши клиенты?

Сергей: География наших продаж очень обширная: вся Россия, Казахстан, Беларусь. Вот, например, Якутия — в этот регион товар доставляется поездом целый месяц. Учитывая расстояние, приходится своевременно удовлетворять заказы — подбирать сезонную обувь вовремя, рассчитывать предполагаемые объемы продаж и ассортимент. Конечно, бывают и особые обстоятельства, когда товар нужен срочно. Тогда приходится отправлять самолетом, что приводит к повышению цены в розничном магазине. Еще интересный фактор сотрудничества с удаленными регионами: не всегда вообще по земле можно доставить груз. Тогда клиенты могут заказывать обувь на разные сезоны сразу.

Оксана: Мы стараемся по максимуму сделать сотрудничество выгодным и приятным: у нас есть машины, которые развозят товар по Москве и Подмосковью. Таким же образом мы доставляем заказы в терминалы транспортных компаний. За это мы не берем деньги, поэтому клиентам из столицы и прилегающих районов выгодно с нами работать. Предлагаем и самовывоз, но этой возможностью редко пользуются.

Чей товар вы реализуете — импортного или российского производства?

Сергей: Мы работаем только с российскими поставщиками, которые привозят обувь из разных стран. Они самостоятельно оформляют все таможенные документы, мы взаимодействуем уже на рынке одной страны. А производство, конечно, может быть разным. Постепенно увеличивается и объем реализуемой российской обуви, ведь курс доллара высок, импортные товары только дорожают, а финансовые возможности людей, увы, не растут.

Оксана: Хотя российским производителям еще нужно развиваться: не хватает квалифицированных людей, мощности для обработки того количества заказов, которое к ним поступает. Периодически у российских производителей мы заказываем партии особенного товара. Например, нам нравится какая-то модель, но мы хотели бы продавать ее в другой палитре, из другого материала. Тогда мы заказываем нашим фабрикам выпуск определенной партии, которую и предлагаем своим клиентам. Благодаря этому мы становимся уникальными поставщиками для розничных продавцов, что и способствует нашему продвижению.

Сезонность как-то влияет на ваш бизнес?

Сергей: Вообще обувь нужна круглый год, сами понимаете. Есть, конечно, свои нюансы, но они очень сильно отличаются от того, что вы привыкли видеть в офлайновых магазинах обуви. Ведь мы оптовики и должны обеспечить розничных продавцов товаром уже к началу сезона, то есть пока вы еще носите весеннюю обувь, мы уже подбираем ассортимент летней и реализуем тем, кто предложит ее вам в обычном магазине.

Можете дать какие-нибудь советы новичкам в интернет-бизнесе?

Оксана: Нам сейчас все кажется простым и понятным, ведь мы уже прошли этот путь. Но хотела бы все-таки сказать, что сначала нужно ответить на главный вопрос – что будете продавать. Это что-то нужно также где-то брать. Нужно понимать особенности каждого товара, потому что придется отвечать на массу вопросов клиентов. Продать что-либо, совершенно не понимая в этом, невозможно. Чтобы создать сам интернет-магазин, тоже понадобятся усилия. В этом вопросе нужны терпение и усидчивость. Даже наем профессионала не всегда позволяет добиться удовлетворительных результатов. Знаю немало примеров, когда люди самостоятельно достигали гораздо более существенно успеха, чем при работе с программистами и рекламщиками. Не советую сразу запускать сайт. Сначала важно разобраться со всеми нюансами, изучить много информации и только потом начинать работать.

* * *

Интервью опубликовано в сентябре 2016 года.