Екатерина Иванова и Алексей Бухарин рассказали нам, как родился и рос их бизнес. Интернет-магазин Kuklobaza.ru — это магазин для творческих людей, увлеченных созданием кукол.
Расскажите, как все начиналось?
Екатерина: Наш проект называется «Куклобаза». Мы продаем материалы для людей, которые увлекаются изготовлением кукол. Интернет-магазин функционирует с 2010-го года. Созданию такого бизнеса поспособствовало то, что я сама увлеклась изготовлением кукол еще в 2005 году. Изначально идея создания проекта родилась так: я вела курсы по куклам и столкнулась с тем, что в продаже нет нужных материалов. Я просила учеников принести определенные материалы на занятия, говорила, где их можно купить, но их просто не было в наличии. Магазины обещали, что привезут заказ через неделю, потом через две... Курс оплачен, с людьми нужно работать, а материалов нет. Были идеи, чтобы их чем-нибудь заменить, но это не сработало. Так я пришла к выводу, что к следующему курсу надо где-нибудь закупить все необходимые материалы. Заодно и дешевле получится. В результате получился интернет-магазин.
Алексей: Сначала денег совсем не было. Мы взяли в долг 40 000 рублей, продали скутер и шлем. Нашим первым вложением были стеллажи в IKEA, чтобы разложить все товары. Торговали из квартиры в Одинцово. Там же и склад был. Сначала мы всем занимались самостоятельно: принимали и развозили товары, ходили на почту. Тогда подобных магазинов почти не было. Был один в Москве, и все. И у нас как-то это все быстро раскрутилось.
Потом мы пошли на первую выставку. После нее мы даже курьера наняли, но все еще продолжали работать в квартире. Буквально через месяц у нас появился офис в Одинцово. Наняли еще курьера и менеджера. Затем мы разрослись и переехали в другой офис в Одинцово. Позже открыли магазин в Москве прямо у ГУМа и со временем перенесли туда наш офис. В нынешнее помещение мы переехали, когда на старом месте сменились хозяева.
Какие товары есть в вашем интернет-магазине?
Алексей: Во-первых, это материалы, из которых лепят: различные полимерные глины, материалы для военных миниатюр, для реставрации фарфора. Во-вторых, мы предлагаем инструменты для лепки: стеки (силиконовые и стальные), а также различные шлифовальные губки. В-третьих, в наличии есть множество красок и лаков из Японии. Мы продаем парики, волосы, клеи, шапки для париков, глаза для кукол, одежду и ботинки, мебель, различные аксессуары (мобильные телефоны, расчески, заколки), ткани и специализированную литературу. У нас есть отдельное направление — плюшевые медведи, а для них нужны мех, ткань, кружева, тесьма, набивка.
Какова география ваших клиентов?
Алексей: Москва и регионы. Причем без разницы, какие регионы, так как заказы поступают из различных городов. Есть заказы и из-за рубежа.
Екатерина: За границу стало сложно продавать. Европейцам невыгодно покупать у нас, так как, если они у себя получают посылку и есть информация, что это товар, купленный за пределами ЕС, то там налог — как вторая стоимость посылки.
Алексей: Им выгоднее у себя в ЕС покупать, чтобы со всем этим не связываться. Соответственно, всех наших клиентов из Европы мы отправляем в Германию, так как у нас там есть партнеры — Prodolls. Они со своего склада и отправляют. Мы в основном предоставляем больше консультативные услуги, так как, в отличие от наших партнеров, очень хорошо разбираемся в этой сфере. Они менее подкованы в данном вопросе, поэтому им интересно с нами сотрудничать. Мы и на выставки с ними ездим регулярно по Европе.
Сколько заказов в месяц было в начале, и сколько сейчас?
Екатерина: Трудно назвать точное количество заказов на первых порах. Вообще довольно много, так как я тогда еще курсы вела и довольно активно рекламировала продукцию среди своих учеников.
Алексей: Сейчас по Москве где-то 100 заказов в месяц и около 200 заказов по регионам.
Екатерина: Был период, когда мы и оптом торговали. У нас были довольно большие складские запасы, и мы могли себе позволить закупать большой объем продукции. Более того, у нас и оптовый прайс был, но сейчас мы от этого отказались. Некоторые материалы все еще можно купить оптом, но отдельного оптового прайса у нас больше нет.
Алексей: Сейчас по ценам мы неконкурентоспособны с Европой. Отпускная цена у производителя одна и та же, а стоимость для конечного покупателя очень отличается, потому что растаможка и доставка партии в Россию стоят больше, чем в Европу. Людям просто выгоднее покупать на иностранных сайтах. Единственное, чем мы берем, — это качество и скорость. Сами умеем делать, делали и уже давно в этом всем. Всегда проконсультируем, расскажем, что да как, и быстро доставим, потому что художнику, когда горит, нужно «прям вот сейчас». Наши клиенты — это наши друзья. Следовательно, и курьер у нас наш, и мы не отдаем это на аутсорсинг. Пробовали, но поняли, что этот вариант нам не подходит.
А как происходят оформление заказа и доставка товара?
Екатерина: Заказы к нам поступают из разных источников: через сайт, по телефону, через аккаунты в социальных сетях.
Алексей: Вообще мы стараемся, чтобы заказы оформлялись через сайт, так как у нас там видна вся база товаров. Мы еще установили очень удобный плагин «Купить в один клик». Есть люди, которые ленятся заполнять форму на сайте и просто «забивают». А тут они нажимают на кнопочку, им перезванивает наш менеджер и оформляет заказ. Вот это реально полезная штука!
Доставка своя. У нас работает один курьер, так как заказов с курьерской доставкой не так много. Основная часть заказов доставляется почтой и в основном в регионы. Москвичи чаще всего сами приезжают. В шоу-руме они могут сами все посмотреть, пощупать и выбрать, т. к. на картинках не всегда понято, как это выглядит в действительности.
Расскажите теперь немного о вашем сайте.
Екатерина: Сначала у нас был бесплатный скрипт магазина. Потом мы перешли на более функциональный движок, тоже бесплатный — Shop-Script Lego Edition. Это такой вариант Shop-Script, который энтузиасты сами дорабатывали. Я даже на форуме активно чатилась, какие-то куски кода вставляла. Затем мы пришли к тому, что сайту не хватает функциональности, а мне не хватает сил и знаний, чтобы изобразить на сайте что-нибудь приличное. Постоянно все глючило, возникали какие-то ошибки. В конце концов мы решили купить Shop-Script.
Сейчас у нас стоит 6-я версия. Мы сначала сами пытались сделать дизайн, но для того чтобы изобразить что-нибудь симпатичное, нужно больше знаний и навыков. В итоге недавно приобрели платный шаблон. С ним все очень здорово работает. Помимо «Магазина» мы покупаем и другие приложения и плагины.
Есть множество людей, у которых компьютерная грамотность почти нулевая. Поэтому наша основная задача была сделать сайт, который был бы понятен и удобен каждому посетителю.
Как вы рекламируетесь?
Екатерина: Мы пробовали различные варианты. От контекстной рекламы отказались, так как для нас это оказалось дорого. Мы подсчитали, что у нас прибыль от заказов оказывается меньше средств, вложенных в рекламу.
Алексей: Сейчас мы только ссылки покупаем для продвижения через SeoPult. Тематические форумы сейчас в основном померли. Они все переехали в группы в VK. У нас тоже есть своя группа. Еще у нас в офисе проводятся мастер-классы.
Екатерина: Раньше статьи писали, а сейчас перестали... Наша последняя тема — это размещение в YouTube и Instagram. Стараемся делать различные мастер-классы, которые могут быть полезны людям.
Алексей: Да, сейчас в основном Instagram'ом занимаемся. Стараемся каждый день что-нибудь выкладывать. У нас там сейчас около 10 аккаунтов.
Что посоветуете начинающим предпринимателям?
Алексей: Если вы решили что-то сделать, нужно начать и делать. Просто пахать и не париться. Если нет денег, у кого-нибудь их займите. Можно кредит взять потребительский и потихоньку потом отдавать. Работать надо, вот и все.
* * *
Интервью опубликовано в июле 2017 года.