Ольга Ваганова рассказала о создании компании, в которой она работает. Сейчас это успешный бизнес по торговле фарфоровыми изделиями с офлайн магазинами в Санкт-Петербурге и интернет-магазином Ifzshop.ru. Читайте интервью Ольги о том, как можно успешно совмещать обычную и интернет-торговлю в этой нише.
Расскажите об истории вашей компании.
Нашему проекту больше 5 лет. Изначально это была розничная сеть партнерских магазинов Императорского фарфорового завода.
Начинали мы вдвоем: Виталий Цветков, индивидуальный предприниматель и, собственно, владелец бизнеса, и я. До этого мы вместе работали на Императорском фарфоровом заводе. Виталий — 12 лет, последние годы в должности коммерческого директора. Я — почти 5 лет, на момент ухода работала в должности аналитика коммерческой дирекции.
В 2012 году Виталий решил покинуть завод и заняться собственным делом, и я ушла вместе с ним. Так как тема фарфора нам была близка и понятна, то именно им мы и решили заняться. Через пару месяцев мы открыли свой первый розничный магазин — партнерский магазин Императорского фарфорового завода. Магазин открыли по франшизе.
Что подтолкнуло вас к развитию интернет-направления?
С открытием второго магазина в 2012 году появилась идея попробовать создать и интернет-магазин. Мы сами сделали простой сайт на облачном движке, добавили фотографии, какие смогли найти, и организовали возможность самовывоза из офлайновых магазинов. Заказов сначала было очень мало. В основном их оформляли существующие клиенты розничных магазинов, но на большее мы тогда и не рассчитывали. Заказы обрабатывали сотрудники магазинов, а в случае доставки по Санкт-Петербургу самостоятельно отвозили заказы.
Тогда у нас было большое преимущество: кроме официального сайта завода, у нас особо не было конкурентов. Купить фарфор с доставкой из-за пределов Санкт-Петербурга было проблематично, поэтому в 2013 году мы решили направить все силы на развитие интернет-магазина.
Мы сменили движок на Webasyst, заключили договоры с курьерскими компаниями, сами сфотографировали все свои изделия, начали рекламироваться в «Яндексе» и в Google. Постепенно стали развивать и ассортимент — добавлять сопутствующие товары и товары других брендов. Сейчас у нас работает целый штат сотрудников: менеджеры, кладовщики, упаковщики. Но всю административную и техническую работу — от наполнения сайта и фотографирования продукции до автоматизации и написания плагинов — мы по-прежнему делаем сами.
Каковы ваши впечатления от работы с Webasyst?
Webasyst мы используем почти 4 года — с осени 2013-го. Первую версию сайта мы делали на Ucoz CMS. Это был тогда самый простой для нас движок. Когда мы решили активно развиваться, то выбрали Webasyst. Из всех доступных и известных нам на тот момент CMS он показался наиболее удобным как для администрирования, так и для работы менеджеров.
Кроме магазина, мы активно используем приложение «Поддержка». На него мы перевели все запросы клиентов по email и через формы на сайте. Также периодически используем «Рассылки» и «Блог».
Что нравится: удобный интерфейс для менеджеров/операторов, нет перегруженности и все понятно для «простых» пользователей. Удобная система выбора складов для каждого товара в заказе, большой выбор плагинов и возможность доработки под свои нужды.
Что не нравится: небольшие мелочи и неудобства, которые, как мы потом выяснили, устраняются довольно просто написанием плагинов. Сначала было сложновато разобраться с редактором шаблонов. Сейчас же вижу, что появляется все больше информации для разработчиков. Расстраивает ограниченная мобильная версия бекенда: иногда нужно срочно что-то изменить в теме дизайна, на странице сайта или настройках, а на телефоне не очень удобно пользоваться полной версией.
Кто занимался дизайном интернет-магазина?
Дизайн мы разрабатывали сами. Сегодняшняя версия сильно отличается от первоначального варианта — с момента своего создания интернет-магазин уже успел пережить пару кардинальных изменений дизайна.
Текущая версия у нас уже около двух лет, но она тоже постоянно улучшается. Что-то приходится менять из-за добавления новых функций, что-то просто перестает нравиться. Какие-то детали добавляем, подсмотрев их у других интернет-магазинов, какие-то придумываем сами. Но слишком сильных изменений стараемся не делать, чтобы не путать и не пугать наших клиентов.
Как сейчас работает интернет-отделение компании?
Сейчас, кроме персонала розничных магазинов, у нас работает 6 человек, включая нас двоих. Это два менеджера, которые отвечают на звонки, обрабатывают заказы и ведут документацию, водитель, который перемещает товары между магазинами и складом и доставляет заказы по Санкт-Петербургу, и кладовщик-упаковщик, которая комплектует и упаковывает заказы на складе.
Наш склад находится в ТРК «Сити Молл». Там же находится один из наших розничный магазинов. Склад используется для хранения продукции как розничного магазина, так и интернет-магазина. Для интернет-магазина мы по сути используем остатки всех наших розничных магазинов, и на складе хранится только небольшая их часть. А для комплектации заказа привозим товар на склад, где уже происходит тщательная упаковка и сборка заказов. Офис компании находится в бизнес-центре «К2» на площади Революции, в другом конце города.
География клиентов очень обширная. К нам поступают заказы и из отдаленных регионов России, и из-за границы. Но чаще всего это, конечно, Санкт-Петербург и Москва.
Заказы по Санкт-Петербургу стараемся возить своими силами. Иногда в качестве курьера работает сам Виталий — так проще всего получить обратную связь от клиентов и понять, кто они и почему выбрали нас.
Заказы в другие регионы отправляем курьерскими компаниями. Мы работаем с пятью компаниями, чтобы максимально охватить регионы России по вариантам доставки, пунктам самовывоза и постаматам. Иногда отправляем заказы и «Почтой России», если так удобнее клиенту. Правда, это для нас всегда большой риск, хотя мы и научились уже упаковывать продукцию так, чтобы ей было ничего не страшно в пути.
И напоследок какой-нибудь совет начинающим предпринимателям.
Наверное, самое важное — это найти именно ту нишу или тот продукт, который действительно интересен, понятен и близок будущему владельцу магазина. Это сильно упрощает работу и дает дополнительную мотивацию.
* * *
Интервью опубликовано в мае 2017 года.