Артем и Михаил Тарасовы – владельцы интернет-магазина охотничьих товаров Collimator.su. Свой проект с самого начала они развивали на базе движка Shop-Script. О том, как все начиналось и что помогло продвинуть магазин, рассказал Артем Тарасов.
Как давно вы решили создать интернет-магазин?
Я давно задумал свой бизнес именно в интернете, поэтому на момент получения документов индивидуального предпринимателя в 25.09.2012 г. дизайнеры уже активно работали над моим заказом. Скажу честно, это было так долго, что даже не верилось, что я смогу когда-нибудь увидеть готовый результат. За время работы над моим макетом вышел Shop-Script 5... Пришлось снова нанимать дизайнеров и дорабатывать начатое. Не самая приятная задача, когда интернет-магазин уже почти готов, но затраты того стоили.
И сразу после этого проект был запущен?
Нет, конечно. Надо было еще заполнить карточки товаров. Я только вносил их в 1С почти четыре месяца. Одномоментно получилось загрузить 2500 позиций на сайт, и тут-то меня осенило, что работа только начинается, ведь это все еще нужно описать, загрузить фотографии. Внимательные посетители заметят, что до сих пор не все характеристики внесены. Правда, и количество позиций сейчас на сайте уже далеко не 2500.
Продвигаете свой магазин?
Занялся продвижением, когда количество товаров достигло 6500. Хотя и до этого понимал, что нужно, иначе как же находить клиентов?
Сами продвигаете?
Сначала нанял специалистов. Получилось не очень эффективно, а денег ушло немало. Пришлось отказаться от услуг и изучать все самостоятельно. Вот с тех пор стал потихоньку разбираться, но делаю только внутреннюю оптимизацию.
Вы используете Webasyst. С самого начала выбрали эту платформу?
Да, сразу решил, что это оптимальный вариант. По эффективности и функциональности только «1С Битрикс» можно было сравнить на тот момент, но это дорогое удовольствие. Изучал все движки, в том числе DLE, который обычно для интернет-магазина и не используют, но выбрал Webasyst. И ни разу еще не пожалел. Движок Shop-Script очень удобная и эффективная система, созданная специально для интернет-магазина. Лучшего варианта пока не видел, поэтому своих клиентов перевожу на эту платформу.
Какие именно функции системы активно используете?
Разные. Дело в том, что я сопровождаю массу чужих сайтов, не только свой интернет-магазин. Со временем перевел практически все эти сайты на ваш движок. Из того, чем еще не пользовался, но хочу попробовать — SEO-фильтр. С плагинами не всегда просто, если они от сторонних разработчиков. Но спасает скидка на вторую покупку в 50% — так гораздо выгоднее покупать плагины.
Как вы работаете: в облаке или на собственном хостинге? И как ваши клиенты работают?
На своем хостинге. На облаке не хочу, потому что люблю работать с кодом самостоятельно. Все сайты, которые сопровождаю, тоже на моих серверах; они оптимизированы, настроены — почему бы нет?
Расскажите о клиентах своего интернет-магазина: откуда поступает больше всего заказов?
О, со всей России и даже из других стран. Были заказы из Украины, Латвии, Франции и даже из Канады. Конечно, из Москвы приходит основная часть клиентов. Немало поступает заказов из Якутии, Иркутской области, Приморского края. География обширна. Правда, бывают единичные заказы, поэтому говорить о стабильном потоке из какого-то региона можно только по России.
Как вы доставляете свои товары?
Пользуемся услугами обычной почты, ЕМС, других транспортных компаний. Да и лично на вокзал отвозил неоднократно. Сегодня это все развито, проблем нет. Стоимость услуг только разная.
Рекламируете магазин? Какие каналы считаете наиболее эффективными?
Пробовал все каналы, которые только можно: «Товары@mail.ru», «Яндекс.Маркет», «Апорт» и т. п. «Яндекс.Маркетом» стало не очень выгодно пользоваться, но продолжаем иногда обращаться именно к нему. В остальном наиболее эффективным каналом считаются сами поисковые системы — через них приходит больше заказчиков. Но есть еще одно направление, которое я стал развивать совсем недавно – это Instagram. Сам не ожидал, что это решение будет настолько эффективным. Там и на вопросы ответить можно, и показать товар. Сначала вообще просто фотографировал как бы для себя – то, что мне самому нравится. А потом: один вопрос, другой, комментарии и т. д. Слово за слово, и пошли заказы. А аккаунту всего три месяца от роду.
А как вы выбрали направление для своего интернет-магазина? Почему именно охотничьи товары?
Как все это делают: использовал прошлый опыт. С 2006 по 2008 год я работал в охотничьем магазине, наполнял соответствующий сайт. Правда, потом до 2013 года занимался другим своим бизнесом, связанным с играми, которые потеряли актуальность. К тому времени уже давно понимал, что доходы падают, надо искать новое направление. Вот тогда и вспомнил про товары, которые всегда актуальны, не зависят от моды или сезона. Хотя нет, все-таки зависят, так как охота открыта не круглый год. Но заядлые охотники, спортсмены абсолютно всегда интересуются подобными товарами. Им выбирают подарки, так что сезонность в этом бизнесе условная.
Можете что-то посоветовать новичкам в интернет-бизнесе?
В первую очередь посоветовал бы хорошо подумать, что именно продавать и как продвигать этот товар. Если нет опыта в продвижении, то первый свой интернет-магазин вам придется развивать с помощью специалистов, а это дорого. Изучая все самостоятельно, вы сэкономите, но потратите гораздо больше времени, поэтому лучше сначала изучить вопрос, а потом только открывать интернет-магазин. Еще обязательно нужно продумать сезонность товара, ведь в каждом направлении есть своя специфика.
Чуть не забыл. Всем новичкам хочу сказать: помните про юзабилити! Сколько бы ни было про это сказано, всегда мало. Наступаешь, что называется, на одни и те же грабли по несколько раз. Важно, чтобы сайт был интуитивно понятен посетителю – потенциальному заказчику, иначе он быстро уйдет со страницы. Конечно, у самого, наверно, не все так идеально, как хотелось бы, вы уж извините, что советы даю по этому вопросу, но это действительно важно. Все это понимают, когда сами ходят по интернет-магазинам, а когда создают свой, будто забывают.
* * *
Интервью опубликовано в феврале 2017 года.