«А начинали мы... с балкона — именно там был наш первый склад продукции.»

Никита Нечепуренко,
1deva.ru

Мы встретились с владельцем интернет-магазина натуральной косметики 1deva.ru Никитой Нечепуренко. Он рассказал о том, как создавался его интернет-магазин, какие сложности возникали и продолжают возникать в его работе и как чувствует себя предприниматель, у которого всё постепенно начинает получаться.

Расскажите, как вы начинали свой бизнес

Меня зовут Никита, я владелец интернет-магазина 1deva.ru. С Shop-Script мы начали работать в ноябре 2010 г. Тогда это была ещё лицензия Shop-Script 5. С тех пор мы постоянно обновлялись — вплоть до 8-й версии. Потом купили годовую подписку и продолжаем устанавливать все выходящие обновления.

Примерно тогда же — в 2010-м — я зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. А начинали мы... с балкона — именно там был наш первый склад продукции. Теперь-то мы уже снимаем отдельное помещение, там есть склад, на котором поддерживается нужный температурный режим, небольшая зона для офиса и зона комплектации заказов. Собираемся расширяться, потому что этого помещения уже тоже начинает не хватать.

Сейчас мы сотрудничаем уже с несколькими поставщиками из разных стран. Но когда начинали, думали, что будем продавать только российскую косметику «Клеона». В самом начале у нас было порядка 30 000 руб., которые остались после покупки лицензии Shop-Script. Мы закупили на них товар, сложили всё на балконе и стали ждать покупателей. Первый покупатель у нас появился недели через четыре после запуска магазина. В то время был бум интернет-магазинов, их открывалось очень много. А мы ещё не знали ни о «Яндекс.Директе», ни о какой-то другой рекламе в интернете...

Как-то к 8 марта мы закупили на 100 000 руб. подарочных наборов. Сколько-то из них нам пришлось продать почти по себестоимости. Треть, наверное, вообще разукомплектовали и продали по частям. Мы это делали для того, чтобы как можно быстрее вернуть свои вложения. Но, сами того не осознавая, мы заодно сделали хорошую рекламу и себе, и бренду. Потому что это была очень качественная косметика с длинным сроком годности и по выгодной цене.

Кто ваши основные покупатели?

Мы работаем по схеме оптово-розничной компании, т. е. закупаем крупным оптом, а продаём в розницу и мелким оптом. И наша витрина удобно организована для покупателей разного «масштаба». Среди оптовых покупателей есть и другие интернет-магазины, у которых нет своего склада, и маркетплейсы.

Для оптовых покупателей мы очень удобно организовали процесс: они сразу видят, сколько товара есть в наличии, т. е. то количество, которое мы можем быстро отгрузить. Если нужно, они могут заказать и больше «под заказ», при этом понимая, что поставка займёт больше времени. При необходимости своим клиентам я могу предоставить CSV-файл с данными товаров. Это удобно: можно быстро импортировать товары на свою витрину. Особенно легко это делать, когда магазин клиента тоже работает на основе Webasyst. Я выгружаю список товаров в CSV, а клиент с минимальными усилиями загружает его у себя, сразу получая полностью заполненные карточки товаров и настроенные категории. Фотографии товаров часто делаем самостоятельно, а что-то предоставляют поставщики.

Что вам больше всего мешает в работе?

Всегда есть какие-то вещи, которые тормозят развитие бизнеса. Например, разные страхи. Страх кредитования: иметь большой долг и не суметь рассчитаться.

В начале было страшно вкладываться. Это были практически последние деньги, а по договору с поставщиком мы должны были выкупать продукцию по 100%-ной предоплате. Раньше на то, чтобы распродать поставку на 20 000–30 000 рублей, нам требовалось 1–2 месяца. Сейчас, конечно, уже совсем другие объёмы. Свободных денежных средств всегда не хватает. Но того первоначального страха, откуда брать деньги, уже нет. Ты просто понимаешь, что должен быть постоянный оборот товара. Товар не должен просто стоять на полке — если он не стоит, а постоянно распродаётся, то деньги на закупку нового товара у тебя всегда есть.

Сейчас у нас появился другой страх, связанный с наймом персонала. Когда у тебя начиналось всё с семейного бизнеса, ты не столько боишься того, что человек чужой, сколько того, что он будет делать всё по-своему. Мы очень критически ко всему подходим, например, всегда проверяем срок годности при комплектации заказа. А как будет действовать новый человек, непонятно. У нас уже был опыт, когда сотрудник положит в заказ товар, не обращая на такие тонкости особого внимания, со словами: «а, неважно...». А для нас это важно, для наших клиентов это важно, и для репутации бизнеса важно. Мы же стараемся наработать репутацию.

Если возникает проблема с клиентом, мы не отмахиваемся от неё, а стараемся решить каким-либо способом. Ведь, если клиент уйдёт от нас в другой магазин, вернуть его будет очень сложно — чувство собственного достоинства может не позволить ему вернуться обратно. Мы это прекрасно понимаем.

Ну, и другие аспекты тоже учитываем. Начиная с того, насколько внутренние ценности нового сотрудника будут соответствовать нашим. Оплата труда: как найти правильное соотношение наших возможностей и запросов сотрудника. И разные чисто технические моменты: например, часть работы достаточно сложная физически, т. е. хрупкая девушка самостоятельно может не справиться, и ей нужен кто-то в помощь. Или это уже должна быть не хрупкая девушка...

Как вы рекламируетесь? Какие планы на будущее?

За несколько лет мы перепробовали множество рекламных каналов. Рекламу начинали давать через «Яндекс.Директ», потом много экспериментировали со «Вконтакте», «Однокласниками», «Фейсбуком». Сейчас переключились на «Инстаграм».

Начинали мы с 1 бренда, а сейчас их у нас больше 10. В основном это Россия, но есть и бренды из Беларуси и Италии. Конечно же, мы и дальше собираемся расширяться. Основное направление останется — это натуральная российская косметика. Хотим ещё добавить раздел экологичной бытовой химии, чтобы продавать средства, которые производятся из органически чистых ингредиентов и помогают убирать дом, не нанося вред здоровью и природе.

У вас есть что посоветовать начинающим продавцам?

Что можно сказать новичкам, которые задумались над открытием своего интернет-магазина... Это тяжёлая работа. Но если вы будете относиться к работе со всей душой и посвящать ей всё свободное время, то у вас обязательно получится! Да, всегда будут разные страхи и их может быть много. У каждого из вас может даже появиться свой уникальный страх в процессе работы. Но когда раз за разом преодолеваешь очередной свой страх, то постепенно приходит и понимание, твоё это или нет. А когда ты попробовал и видишь, что у тебя получается — это просто суперкайф! Ты становишься хозяином положения и чувствуешь, как сам строишь свою жизнь.

* * *

Интервью опубликовано в июле 2019 года.