«Сейчас Webasyst – это очень мощная система с благоприятной структурой и возможностью безграничного масштабирования функционала.»

Сергей Баженов,
Bodysite.ru

Мы встретились с нашим партнером Bodysite.ru и записали его рассказ о работе над некоторыми из тех программных продуктов, которые вы устанавливаете в своем «Инсталлере». Возможно, этот рассказ и вам поможет принять решение присоединиться к разработке полезных программ на платформе Webasyst.

Расскажите немного о себе: чем вы сейчас занимаетесь по работе и всегда ли это было вашим основным занятием?

Меня зовут Сергей, я руководитель компании Bodysitе, которая занимается созданием, поддержкой и продвижением интернет-магазинов на основе Webasyst, а также разработкой дополнений к этой системе.

C юношеского возраста я увлекался сферой IT, дизайном и рекламой. Зарабатывать самостоятельно начал рано. Какое-то время я работал в рекламном бизнесе, потом переключился на веб-разработку.

Компанию открыл в 2009-м году. В самом начале работы мы брали все проекты без разбора: сайты-визитки, корпоративные сайты, интернет-магазины. Некоторые компании мы обслуживали полностью в сфере рекламы и IT-сопровождения. Чуть позже мы сузили свою специализацию по типу изготавливаемых сайтов и количеству оказываемых услуг, сконцентрировали внимание на интернет-торговле. В то время мы получили своих первых клиентов, со многими работаем и до сих пор.

Помню первую встречу с нашими клиентами: всего два человека в маленьком офисе! Хотя и нас самих было столько же (смеется). Сейчас они обеспечивают своей продукцией весь Урал, у них несколько магазинов в Екатеринбурге.

Штат нашей компании — 18 человек, за последние два года мы выросли в три раза, за это время пришлось сменить три офиса! Наш офис находится в Екатеринбурге. Деятельность компании связана только с платформой Webasyst, с другими системами не работаем совсем. О структуре компании: у нас есть отдел продвижения и отдел разработки, есть группы, занимающиеся разработкой и развитием плагинов, появился закрепленный за поддержку сотрудник (раньше мы разгребали заявки всей командой). Надеюсь, что наши клиенты оценили это: за последние 2–3 месяца скорость отклика на обращения сильно выросла.

За время управления собственной компанией я на практике набрал огромный опыт, в том числе в качестве исполнителя. Отточил организаторские навыки и лучше стал разбираться в людях. Для меня моя компания — это вторая семья. Стараюсь уважать и ценить мнение каждого, даю возможность самореализации.

Совместно с супругой воспитываю дочь. Люблю путешествовать, генерировать новые идеи, автоматизировать процессы и приносить пользу людям.

12 мая мы отметили 8-летие компании игрой в страйкбол.

В июле этого года часть нашей команды была на самой высокой горе Свердловской области — Конжаковском камне (высота — 1 569 м). Суммарно мы прошли 32 км за два дня, брали с собой флаги компании и нашего партнера — Webasyst. Считаю, что такие совместные выходы очень сплачивают команду.

В этом году мы заняли 1 место как разработчики интернет-магазинов на Shop-Script в нижнем ценовом сегменте — бюджет проекта до 200 тыс. руб.

Расскажите, как вы начали работать с Webasyst, когда было первое знакомство с нашей платформой?

Система нам понравилась своей функциональностью, открытым исходным кодом и тем, что была ориентирована на нашу целевую аудиторию: средний и малый бизнес. То, чего не хватало, мы дописывали по требованиям заказчика. Уже тогда были созданы первые версии текущих разработок, правда, в более упрощенном виде.

У нас был период во время перехода от старой версии Webasyst к новой, когда нам пришлось заниматься разработкой еще на одной системе — «1С.Битрикс». Правда, ни нам, ни нашим клиентам она не понравилась. Разработка для нее отнимала много времени, часто возникали проблемы при поддержке пользователей, неоднократно были случаи заражения сайтов вирусами несмотря на позиционирование системы как самой безопасной CMS. Даже с большим количеством документации «Битрикс» все равно была сложна для изучения и восприятия нашими заказчиками.

Тем временем новая версия Webasyst постепенно «созрела», и мы потихоньку начали делать проекты на ней. Затянуло: в 2014-м году я полностью закрыл направление разработки на «Битрикс», и мы начали работать только с Webasyst.

Сейчас Webasyst — это очень мощная система с понятно выстроенной структурой и возможностью неограниченного масштабирования функциональности. Приятный интерфейс пользователя и возможность делегирования и распределения прав позволяют работать комфортно, коллективно и из любой точки планеты.

В своем ведущем приложении Shop-Script 7 разработчики учли значительное количество недоработок предыдущей версии. За счет наличия огромного количества дополнений и открытости системы есть возможность закрыть 90% потребностей даже самых требовательных заказчиков. Система развивается, поддерживаются современные тенденции. В плане освоения и обучения проблем нет, «админка» достаточно легко дается клиентам.

Какие продукты вы разработали: плагины, темы дизайна, приложения? Представлены ли они в магазине Webasyst?

Да, у нас есть свои разработки в магазине Webasyst. Последние 2 года мы делали большой упор на развитие линейки SEO-плагинов. Эти разработки — плод нашего многолетнего опыта работы с системой и в сфере поисковой оптимизации. Плагины развиваются и совершенствуются исходя из потребностей нашего SEO-отдела, которые возникают в процессе работы с клиентскими проектами. Благодаря этому мы не тыкаем пальцем в небо, а принимаем решения на основе конкретных данных.

Все наши плагины могут взаимодействовать между собой и дополнять друг друга. При этом отмечу, что чудес не бывает. Наши плагины — это только инструменты SEO-специалиста, и многое при их использовании зависит от компетенции пользователя. Просто установив плагины, вы ничего не получите. А если некоторые из них необдуманно настроить, может стать даже хуже. Аналогичные разработки на других системах дороже, и во многом уступают по своим возможностям.

Вспомнил один из отзывов об одном из плагинов: «...Разработчики, которые действительно приводят к мысли, что Webasyst — неплохое решение, благодаря таким дополнениям.» Это ведь классно, когда за счет уникальности дополнения, пользователь предпочитает сменить свою текущую систему в пользу Webasyst. Призываю всех разработчиков делать уникальные в своем роде продукты, выбирать узкую нишу и копать глубже и глубже. Развивать и поддерживать свой продукт, не бросать его. Знаю, что это непросто. Но только так мы сможем популяризировать нашу общую систему и помогать ей расти.

Используете ли вы какие-то приложения Webasyst в своей работе не как разработчик, а по их прямому назначению?

Мы активно пользуемся приложениями «Поддержка» и «Рассылки». Недавно создали внутреннюю информационную базу с помощью приложения «Хаб». «Поддержку» пришлось слегка адаптировать под себя, приложение очень гибкое и полезное. Не могу представить себе без него нашу работу и общение с заказчиками: потоки писем и обращений очень большие. С помощью «Рассылок» мы доставляем клиентам информацию о выходе новых решений, новости компании и другие полезные сведения. В этом году мы перевели первичный учет на Shop-Script 7 (раньше использовали «1С.УНФ»), для этого переработали приложение под свою специфику. Теперь у наших заказчиков есть личный кабинет, в котором можно взаимодействовать с отделами компании, получать первичную документацию и прочее.

Как вы находите клиентов? Даете ли вы рекламу, представлены ли вы в нашем каталоге экспертов?

За 8 лет работы у нас сформировалась достаточно большая клиентская база, и активно клиентов мы сейчас не ищем. С помощью ретаргетинга мы информируем уже состоявшихся клиентов о наших дополнительных услугах и акциях. В каталоге экспертов размещаемся, по ключевым направлениям стараемся держать карточку компании на первых позициях.

Как строится ваш рабочий день? Это обычный дневной график с 9 до 18?

Компания работает по пятидневке: с 10-00 до 19-00. Иногда приходится работать и по выходным, если есть срочная незаконченная работа. Рабочий день начинается с очереди к кофемашине! А если серьезно, то с постановки рабочих задач и обработки новых запросов в службу поддержки. Затем каждый приступает к своей основной работе. «Сеошники» работают немного по другой схеме — согласно своим проектным планам.

Есть ли какой-то проект, который является для вас самым любимым?

Таких много, и особую гордость мы испытываем за те проекты, которые были созданы, запущены и раскручены нами с нуля (в том числе как бизнес), выведены на достойный уровень и приносят своим владельцам прибыль.

К разработанным продуктам у нас тоже особая любовь, нам нравится вкладывать свои опыт и знания, получая затем от клиентов положительную обратную связь.

Что вы можете посоветовать заказчикам при выборе подрядчика и как лучше всего выстраивать работу с ним?

Вот некоторые правила, которые могут помочь в выборе подрядчика:

1) Изучите законченные проекты будущего подрядчика, а также отзывы и рекомендации от его клиентов.

2) Будьте осторожны с предложениями низкой цены: скупой платит дважды. Если работа будет выполнена некачественно, то придется заплатить такую же сумму за переделку. Для работающего бизнеса это может быть критично, для начинающего — тем более.

3) Начинайте сотрудничество с небольших проектов, постепенно наращивая объем и сложность заданий. Попробуйте сначала воспользоваться разовой услугой, например, аудитом. Изучите отчет о выполненной работе, прежде чем заключить долгосрочный контракт на большую сумму.

4) Обязательно заключайте договор и обратите внимание на наличие гарантии: не все ошибки можно выявить на этапе приемки работ. Что касается гарантий на продвижение: они часто предлагаются в последнее время только в качестве рекламного приема. И многие компании, которые его используют, преследуют лишь цель заманить клиента, а не оказать ему действительно качественную услугу.

Несколько рекомендаций по работе с уже выбранным подрядчиком:

1) Доверяйте тому, кого выбрали, уважайте подрядчика и его мнение, но периодически проверяйте и контролируйте работу.

2) Четко формулируйте задачу или добейтесь того, чтобы исполнитель точно ее понял и мог самостоятельно конкретизировать ее для своих сотрудников.

3) Если общий проект большой, разбивайте его на этапы и последовательно работайте над проектом согласно выбранным приоритетам.

4) Если задача полностью пока не ясна вам самому, то предварительный прототип, созданный исполнителем, поможет решить эту проблему.

5) Обязательно фиксируйте сроки выполнения работ в рамках отдельных этапов в самом начале их выполнения.

6) Соблюдайте заключенные договоренности. Не манипулируйте подрядчиком угрозами отказа от оплаты — это портит отношения и плохо влияет на конечный результат.

7) Оценивайте экономическую целесообразность каждого задания. Бывают случаи, когда технически очень сложная доработка не принесет существенной пользы проекту, и наоборот, мелкая «косметика» может существенно повысить уровень продаж и размер прибыли.

В целом, если идея экономически неуспешна, то каким бы крутым с технической точки зрения ни был проект, никакой эксклюзивный дизайн или профессиональное SEO ему не помогут. А виноватым в таких случаях, с точки зрения заказчика, часто оказывается подрядчик. Мы стараемся выявлять такие случаи в самом начале переговоров и просто отказываемся от дальнейшей работы.

Надеюсь, мои советы будут полезными, спасибо!

* * *

Интервью опубликовано в сентябре 2017 года.